Попевка

Попевка

ПОПЕ́ВКА — термин и понятие др.-рус. муз. теории. Наименьшая единица интонац. словаря др.-рус. монодии, обладающая неизм. невменным начертанием, гласовым обозначением и наименованием, распевающая силлабич. или внутрислоговым типом интонирования слово, отрезок или краткую фразу гимнографич. текста. Как термин П. впервые появляется в муз.-теоретич. руководствах (певч. азбуках) с нач. 16 в. Системное изложение П. осуществляется с нач. 17 в. в спец. разделах азбук — кокизниках. Помимо знаменного распева термин и понятие "П." становится употребит. во вновь появившемся путевом распеве, сохраняя принципы строения и способ использования в муз. ткани песнопений.

Графич. выражением П. служат устойчивые группы невм, к-рые включают от 3 до 7 знаков, имеющих самостоят. певч. значение. Система П. строится на 24 графич. архетипах — кадансовых оборотах (3-знаковых комплексах, использ. в рядовых певч. рукописях с 12 в.), к-рые служат материалом для вариантных преобразований с помощью как изменения одного из знаков архетипа (производный), так и добавления группы предшествующих архетипу или производному невм (от 1 до 4 знаков) — подводов. Распев подводов определяет интонац. наполнение знаков архетипа или производного.

Попевочный фонд знаменного распева содержит до 200 интонац.-графич. формул, обладающих своим кадансом, дискретных, основанных на поступенном мелодич. движении. По месту, занимаемому в муз. форме песнопения, П. разделяются на начальные, срединные, предконечные и конечные. В песнопении, группе песнопений и в Чинопоследовании в целом П. создают особый муз.-поэтич. ритм, раскрывая внутр. содержание гимнографич. текста.

Лит.: Бражников М. В. Др.-рус. теория музыки. Л., 1972; Кручинина А. Н. О семиографии попевок знаменного роспева в муз. теоретич. руководствах кон. 15 — сер. 17 в. // Проблемы истории и теории др.-рус. музыки. Л., 1979; Алексеева Г. В. Др.-рус. певческое иск-во: (Муз. организация знамен. роспева). Владивосток, 1983.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Поможем сделать НИР
Синонимы:

Смотреть что такое "Попевка" в других словарях:

  • ПОПЕВКА — 1) характерный мелодический оборот.2) Мелодическая формула, принадлежащая определенному гласу …   Большой Энциклопедический словарь

  • попевка — сущ., кол во синонимов: 1 • оборот (43) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • попевка — 1) характерный мелодический оборот. 2) Мелодическая формула, принадлежащая определенному гласу. * * * ПОПЕВКА ПОПЕВКА, 1) характерный мелодический оборот. 2) Мелодическая формула, принадлежащая определенному гласу (см. ГЛАС) …   Энциклопедический словарь

  • Попевка —         характерный мелодический оборот (см. Мелодия). Термин возник в практике древнерусского церковного пения. П. называли оригинальные мотивы, принадлежащие определённым Гласам (см. Осмогласие). Известны П., общие для нескольких гласов, и П.,… …   Большая советская энциклопедия

  • Попевка —         в широком смысле слова мелодич. оборот, интонация. Термин с 19 в. применяется в фольклористике для обозначения типических мелодич. оборотов нар. песен. Возник в практике др. рус. певч. иск ва и нашёл отражение в его теории. В системе рус …   Музыкальная энциклопедия

  • Попевка — ж. Характерный интонационно выразительный мелодический оборот. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • попевка — поп евка, и, род. п. мн. ч. вок …   Русский орфографический словарь

  • мотив-попевка — мотив попевка, мотива попевки …   Орфографический словарь-справочник

  • ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯ — знаковая система, фиксирующая мелос основного корпуса богослужебных песнопений, сложившаяся в Др. Руси в XI в. Знаменные певч. книги и поныне используются в старообрядческих и в отдельных храмах РПЦ. Наиболее ранние рукописи, содержащие З. н.,… …   Православная энциклопедия

  • «ИМЕНА ПОПЕВКАМ» — «Имена попевкам». Фрагмент листа из крюкового сборника. XVII в. (РГБ. Троиц. № 449. Л. 326 об.) «Имена попевкам». Фрагмент листа из крюкового сборника. XVII в. (РГБ. Троиц. № 449. Л. 326 об.) одно из названий самого простого типа музыкально… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»